Нынешняя ситуация в Казахстане не могла оставить Россию равнодушной по целому ряду причин, в числе которых и наличие в этой стране целого ряда российских военных объектов. А их нужно защитить не только от банального мародёрства взбунтовавшейся, но хорошо организованной толпы, но и от возможного доступа к секретным технологиям и оборудованию. Там один только космодром Байконур чего стоит!
У России в Казахстане имеется целый «букет» военных объектов. Это, в первую очередь, 5-й Государственный космодром (в составе Байконура), отдельный полк транспортной авиации в Костанае, отдельный радиотехнический узел в Приозерске на полигоне Сары-Шаган, там же находится Государственный испытательный полигон средств ПВО и ПРО, а также 20-я отдельная измерительная станция РВСН в посёлке Новая Казанка. Военными базами в прямом понимании этого значения их назвать нельзя, там нет наступательных видов вооружения, да и личный состав имеет лишь стрелковое оружие у подразделений охраны. А вот «начинка» у объектов достаточно серьёзная.
Охраной российских объектов в Казахстане в большей степени занимались местные правоохранительные структуры и спецслужбы. Внутренний периметр был под контролем российских военных, для чего использовались немногочисленные российские подразделения охраны – большего было и не нужно. В сложившейся обстановке, когда власти Казахстана оказались не в состоянии контролировать ситуацию, а часть армии перешла на сторону повстанцев, возникла угроза захвата российских военных объектов.
Москва оперативно отреагировала на эти угрозы. Минувшей ночью было принято решение о кратковременном вводе на территорию Казахстана Коллективных миротворческих сил ОДКБ. Озвучил его президент Армении Никол Пашинян, поскольку он в 2022 году является председателем Совета коллективной безопасности этой организации. В Организацию Договора о коллективной безопасности помимо Казахстана, входят Киргизия, Таджикистан, Белоруссия и Россия. Понятно, что решение принималось именно в Кремле. Москва первой и направила свои военные подразделения в Казахстан, с формулировкой «с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране», что соответствует 4-й статье Договора. Реальная же цель – оперативно прикрыть свои военные объекты на территории Казахстана.
Появились сообщения, что Россия направляет в Байконур свои ЧВК для охраны космодрома. Возможно, что частные военные компании будут впоследствии задействованы в этом процессе, но армия способна отреагировать гораздо оперативнее. Ещё, как говорится, не высохли чернила на подписи о вводе миротворцев ОДКБ в Казахстан, а российские военно-транспортные самолёты с десантниками на борту уже были в воздухе. Как сообщается, в «первой волне» находится рота спецназа 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ (Псков) и рота 45-й отдельной бригады специального назначения. В состоянии повышенной готовности находятся и группы 2-й и 24-й бригад спецназа Центрального военного округа, а также 55-й батальон горной бригады ЦВО.
Судя по тому, что в переброске российских десантников в Казахстан используются самолёты военно-транспортной авиации Ил-76 и тяжелый Ан-124, в составе групп находится и бронетехника. Маловероятно, что самолёты ВТА держат курс на аэродром Костоная – этот казахстанский город находится на севере страны, а вот аэродром «Крайний», который Россия арендует у Казахстана, расположен в 6 километрах от космодрома Байконур.
Не меньшую важность представляет и 10-й отдельный радиотехнический узел в Приозерске на берегу озера Балхаш. Сам полигон Сары-Шаган утратил своё первоначальное предназначение, когда он активно использовался для испытания противоракетного оружия и баллистических ракет. Остался измерительный комплекс Государственного испытательного полигона средств ПВО и ПРО, который обеспечивает фиксацию всех характеристик испытываемых боевых блоков запускаемых с полигона Капустин Яр.
А вот расположенная здесь радиолокационная станция входит в российскую систему предупреждения о ракетном нападении и обеспечивает контроль воздушного и космического пространства со стороны Пакистана, центрального и западного Китая, «добивает» до акватории Индийского океана.
20-я отдельная измерительная станция РВСН в посёлке Новая Казанка Северо-Казахстанской области была сокращена в 2010 году, однако её оборудование частично сохранилось и действует в интересах российской армии.
Маловероятно, что миротворческие силы ОДКБ, в первую очередь их российская составляющая, примут участие в боевых действиях на территории Казахстана против протестующих. Это задача местных сил правопорядка и казахстанской армии. Как отмечает сейчас председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников, миротворцы будут обеспечивать безопасность объектов и инфраструктуры. Не уточнял, каких именно, однако речь в первую очередь идёт именно о российских военных стратегических объектах. Возможно, что при обострении ситуации в Казахстане будут взяты под охрану дипломатические представительства России в этой стране.
Какие силы может послать Москва в Казахстан для защиты безопасности своих граждан и объектов? Предполагается возможная отправка, помимо десантников, которые уже улетели в Казахстан, подразделений КСОР ОДКБ. В российскую составляющую Коллективных сил оперативного реагирования входят 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Ульяновск) и 98-я воздушно-десантная дивизия (Иваново). Они могут быть подкреплены и другими подразделениями ВДВ России, а также мотострелковых, инженерных и авиационных частей – по обстановке.
В самом Казахстане в КСОР входят 37-я десантно-штурмовая бригада и батальон оперативного назначения. Надо полагать, что они сейчас уже задействованы в пресечении беспорядков в ряде городов страны. Белоруссия может представить своих миротворцев – 103-ю отдельную воздушно-десантную бригаду, а вот в КСОР Таджикистана, Киргизии и Армении входит по одному батальону. Впрочем, никто из лидеров этих стран пока не заявлял о готовности помочь Казахстану. Оперативно отреагировала лишь Россия – ей есть что защищать.