РАССКАЗЫВАЕМ О ВЕПССКОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ ПОКЛОНЕНИЯ РЕКЕ

РАССКАЗЫВАЕМ О ВЕПССКОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ ПОКЛОНЕНИЯ РЕКЕ

РАССКАЗЫВАЕМ О ВЕПССКОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ ПОКЛОНЕНИЯ РЕКЕ

Этим летом команда нашего проекта сделала для себя много открытий. Мы посещали вепсские праздники, знакомились с новыми людьми, изучали новую литературу, писали статьи, а фотографий сделали больше тысячи. Хотим поделиться с читателями самым интересным моментом работы над проектом. Вместе с коллегами телеканала «СвирьИнфо» и при содействии коллектива Вепсского центра фольклора из села Винницы Подпорожского района нам удалось стать свидетелями свадебных вепсских обрядов, история и традиции которых уходят в глубину веков. И что самое ценное – их главными героями стали не актёры, а настоящие молодожёны Денис и Екатерина, которые уважают и чтут традиции своих предков.

ПОКЛОНЕНИЕ РЕКЕ

В старину нравы были очень суровы, очень часто родители молодых не были согласны с их выбором, и тогда влюблённые обращались за благословением к реке, преподнося ей в дар каравай хлеба. Если каравай тонул – не бывать свадьбе, а вот если он уплывал по реке, это значило, что река даёт своё благословение, и тогда никто уже не мог препятствовать союзу молодых.

Как проходил сам обряд?

Парень с девушкой подходили к реке и кланялись ей. Девушка произносила такую речь:

«Пойдём мы из хоровода в хоровод, из дверей в двери,

Из ворот в ворота,

Пойдём к реке-матушке.

Умоемся светлым месяцем,

Согреемся красным солнышком».

«Lӓhtemii mii horovodaspei, ver՚joišpei ver՚joihe,

Kuvgačuspei kuvgačuhu,

Mӓnemii jogudennost,

Pezemoiš kudmeižel,

Lӓmbitamoiš rusttal peiveižel».

Парень добавлял:

«Река-матушка,

Река-девица,

Благослови нас

На житьё-бытьё

Да на малых детушек».

«Ojat՚jogud

blaslovi miid՚elole

da penile lapsile».

После этих слов влюблённые кланялись реке и опускали в воду каравай.

ВЕПССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

По вепсской традиции жениха с невестой гости всегда встречали, выстроившись в арку перед импровизированными воротами, украшенными цветами. В руках они держали букеты из полевых цветов.

С одной стороны арки стояла дружка с кнутом в руках, с другой стороны находился шест с кошелём.

Hűvӓ pei armhad adivod, tӓnambei miiden Vidlan rűlӓs om cur՚pűhӓ, svfdib čoman prihan, da rusttan niitčen.

Гостей встречали такими словами: «Добро пожаловать, гости званые, гости желанные, на пир горой, да на свадебку, добрый молодец да красна девица». Svadib om kalliž aig kaikutčel rahval. Miiden vepsoiden veroid՚me edel molodejoid ՚puvttas kašlin՚, da družka kunutal kűskeb pahad vӓged.

Далее, чтобы семья у молодых была крепкой да дружной, чтобы ничто не помешало её благополучию, по вепсской традиции сжигали кошель, а впереди молодых шла дружка. Она била кнутом крест-накрест о землю, отгоняя тем самым нечистую силу (а nűgud՚molodejoile aviitet tӧ).

После этого молодым была открыта дорога к импровизированным цветочным воротам (ӓnikod nece om elo kanzan).

Цветы – символ будущего процветания молодожёнов. Пара проходила через арку и останавливалась перед родителями. Отцы и матери молодых держали в руках хлеб, икону и овёс (tat da mam blaslovgӓt ičetoi lapsid՚ hϋvӓle elole).

Родители благословляли своих детей на супружескую жизнь.

Мама с иконой в руках говорила слова (blaslovin՚tiid՚, lapsed, udele elole, udele kanzale): «Благословляю вас, дети, на новую жизнь. Долгой жизни вашей семье, большого вам счастья. Пусть ваша жизнь будет как солнышко тёплая, как луна ясная, как звёздочка яркая».

Отец в это время кидал овёс на голову молодым и приговаривал: «Как легко летит этот овёс, так пускай такой же лёгкой будет ваша жизнь» («Kut nece kagreine kebnӓs lendatab, muga tii kebnӓs elӓgat»).

Далее молодожёнам предлагали поделить каравай хлеба, у кого окажется бÓльшая половина, тот и хозяин в доме.

Мама подавала на полотенце каравай хлеба со словами: «Kut nene liib supalad oma rindati, tii muga čomašti elӓgat, toine tošt՚ kundelkat, toine tošt՚ kaikat». «Как эти две половинки каравая были вместе, так и вы всю жизнь будьте рядом, берегите друг друга и уважайте».

Жених своей половиной каравая угощал родню невесты, а невеста родню жениха.

Затем по старинному вепсскому обычаю повязывали полотенцем руки молодым, чтобы их семья была крепкой и дружной.

Родители дарили своим детям оберег, который называется «куклы-неразлучники». Мӓngӓt molodejad pert՚he udedme lavahurstadme.

По вепсскому обычаю предлагалось молодым пройти в дом по одному половику, чтобы вместе, едино шли рука об руку всю жизнь.

Гости заходили вслед за женихом и невестой.

Подружки невесты скручивали половик, и только затем гости шли следом и садились за праздничный стол.

По вепсскому обычаю невеста также одаривала семью жениха подарками. Подарками не простыми, а сделанными своими руками. «Miiden murzӧi ii sӧn, ii magadan, lahjad kaiken aigan tegi». «Наша невеста не спала, не дремала, всё подарки припасала».


Вернуться к списку Культура

Рекомендуемые новости

Почём золотишко, нынче, братЙ