- Фамилия моя простая, - не без гордости в голосе, напомнил мне Владимир Васильевич, - Знаменский. Слыхал такую? Известные советские бегуны. Так вот, они моему отцу двоюродные братья. В родстве мы, значит, с ними.
Родом Владимир Васильевич Знаменский из 1954 года, из наших Подпорожских краёв. Одним словом, как поёт Олег Газманов «Я рождён в Советском Союзе, сделан я в СССР», то есть простой советский человек. Его биография самая обычная: десятилетка, работа в автоколоне, затем служба в армии, после неё снова работа на различных производствах, выход на пенсию, и… продолжение работы, так как дома не сидится.
Зашел в токарный цех подпорожской управляющей компании «ПРЭС», познакомился с Васильевичем, разговорились.
Человек он самой обычной судьбы и вместе с тем в нём есть что-то особенное. Это молодой задор и неунывающий характер. Видно, что любит шутку и знает на любой житейский случай прибаутку.
- Сразу после школы я пошел работать в автоколону, - повествует о своей жизни Знаменский. – Там же выучился на слесаря-ремонтника.
Подошло время, призвался в Советскую Армию. Вначале была учебка, в которой я полгода был поваром, так как прежний повар уволился в запас. После учебки попал служить в Южную группу войск, в Венгрию. Служил в авиационной части на станции дальнего привода. На службу не жалуюсь. Было интересно и запомнилось на всю жизнь.
После армии пошел работать на наш ПМЗ. Там освоил специальность токаря-карусельщика.Ну, это когда в станок кран-балкой подают этакую трёх тонную болванку, под названием «бобышка», затем ты её с помощью лома центруешь, закрепляешь и начинаешь обрабатывать. Там же, на мехзаводе, Васильевич освоил и другие токарные станки.
С ПМЗ перешёл работать снова в автоколону, где занимался как токарными работами, так и шлифовкой коленвалов. Без отрыва от производства окончил курсы автоводителей. Как говорится, профессии за плечами не носить, в жизни всё может пригодиться.
Со временем перешел на работу в Погранское карьероуправление водителем БелАЗа. Возил щебенку и другие инертные материалы на погрузку барж.
- Всё течет, всё меняется, - продолжает свой рассказ Владимир Васильевич, - и оказался я в девяносто пятом году в ЖКХ. Тогда его возглавляла Ишанькина Лариса Григорьевна. Скажу прямо – женщина пробивная, хозяйственная. Настоящий руководитель. Благодаря её умению у нас появилось два токарных станка, да и другие тоже. Сумела она их на мехзаводе правдами и неправдами добыть. В жилищно-коммунальном хозяйстве всё пригодится. Тогда я здесь и шоферил и токарил.
Насчет пенсии спрашиваешь? – улыбается Знаменский. – Сегодня с почетом проводили на пенсию, а завтра снова вышел на работу. А чего дома без дела сидеть? Не люблю я ни козла в домино забивать, как другие, ни в дурака в карты играть. На работе среди людей гораздо интересней.
Беседа течёт не спешно. От одной темы переходим к другой. Так, узнаю, что в мае Васильевич похоронил свою супругу Веру Петровну, с которой душа в душу прожили тридцать пять лет. Вырастили дочку и внучку Настеньку.
- Я её с роддома ростить начал, - делится воспоминаниями Знаменский. – Сейчас то ей уже двадцать восемь. Вот только уехала. Гостила у меня. Души в ней не чаю, - взгляд становится теплым и нежным.
- Дедова внучка? – переспрашиваю.
- А то чья же? Конечно, дедова.
- Так, что на пенсию совсем не тянет?
- Ну вот смотри, ты на два года меня старше, а ведь тоже на пенсии дома не сидишь?
- Позвали, вот и пошёл поработать.
- Вот так и я. Тем более, что теперь токарей всё меньше и меньше становится. Теперь все станки с ЧПУ, а наших старичков всё норовят в металлолом сдать. На них с руками, головой и душой работать надо. Не всякому это дается.
Было у меня на практике несколько пацанов. Вроде бы и рукастые, и смышленые, но как они говорили, так после окончания учебы токарями работать не собираются. Так и теряем постепенно своё профессиональное мастерство, - с грустью вздохнул.
- Ну, что дело к обеду?
Подошло время прощаться…
Иван Чёрный, фото автора.