НАДЕЖДА КОВАЛЬСКАЯ: НЕ БУДЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ

НАДЕЖДА КОВАЛЬСКАЯ: НЕ БУДЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ НА ДОСТИГНУТОМ

Всё-таки вепсы молодцы в плане сохранения и продвижения своей самобытной культуры. Главная заслуга в этом принадлежит вепсскому центру фольклора. За сорок лет скромный поначалу проект творческого коллектива центра, основанный в общем-то на традициях, обычаях и обряда обыденной жизни вепсского народа, приобрёл небывалый размах. Многолетний кропотливый труд принёс победу на XVIII Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера Мастера и художники России 2023», которая проходила с 28 апреля по 2 мая этого года в Москве. Широко известный за пределами Винницкого сельского поселения ежегодный праздник «Древо жизни» 35 раз собирал гостей с разных регионов страны. За это время в Винницах и Дом культуры существенно преобразился в результате ремонта, и современное новое здание центра вепсской культуры пять лет назад в селе появилось. Казалось бы, ну, всё... Тема исчерпана, можно работать по накатанному, не обременяя себя новаторскими идеями. Однако … «Жизнь не стоит на месте, всё меняется, - считают сотрудники вепсского Центра во главе со свои руководителем Надеждой Ковальской. - Важно добиваться чего-то нового, но, и, добившись результатов, нельзя останавливаться». И не останавливаются.

Совсем недавно, недели три назад, в вепсском центре фольклора начал функционировать интерактивный зал «Вепсский лес», где посетителей встречает сам Хозяин леса. Кто смотрел в кинотеатре фильмы в формате 3D, помнит ощущение, когда ты, как бы находишься внутри тех событий, что демонстрируют на экране. Что-то подобное происходит и здесь. Но пусть об этом подробнее нам расскажет директор ГБУК ЛО ДНТ «Вепсский центр фольклора» Надежда Ковальская.

- Надежда Михайловна, прежде всего, познакомьте наших читателей с очередной очень достойной победой вашего коллектива на XVIII Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера Мастера и художники России 2023». Всё-таки Гран-при на мероприятии международного уровня — это вам не фунт изюма! Известно, что именно ваш центр представлял Ленинградскую область на этой выставке.

- Конечно, мы очень рады, что в конкурсе «Лучшая экспозиция» Гран-при получила экспозиция Ленинградской области, что работа мастериц вепсского края получила столь высокую оценку. В конкурсе участвовали 25 субъектов Российской Федерации, среди которых были республики: Алтай, Тыва, Карелия, Бурятия, Саха (Якутия); Камчатский, Хабаровский, Приморский, Красноярский, Забайкальский края, Магаданская, Сахалинская, Амурская, Иркутская, Томская, Кемеровская, Тюменская, Мурманская, Ленинградская области, округа Чукотский, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский-Югра, города: Санкт-Петербург и Москва. Организатором мероприятий выступила Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Мастера Вепсского центра фольклора представляли экспозицию Ленинградской области «Времена года» «Voden aigad». Выставка демонстрировала различные виды рукоделия вепсского народа, а также знакомила с развитием и применением старинных техник рукоделия в современном мире.

В итоге, как уже было сказано, экспозиция Ленинградской области удостоена ГРАН-ПРИ в конкурсе «Лучшая экспозиция».

1 место в конкурсе «Лучшее произведение национального народного творчества» в номинации «Возрождение утраченных традиций» получила руководитель народной студии «Kädekaz» Татьяна Сергеева.

1 место в конкурсе «Лучшее произведение национального народного творчества» в номинации «Текстиль, войлок, вышивка» получила руководитель студии декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки» Любовь Медведева.

1 место в конкурсе «Лучшее произведение национального народного творчества» в номинации «Изделия сувенирного промысла» (региональный и национальный сувенир) получила народная студия декоративно-прикладного творчества «Kädekaz»;

Лауреатом конкурса «Лучшее произведение национального народного творчества» в номинации «Текстиль, войлок, вышивка» стала Бурдюкова Светлана Геннадьевна – участница народной студии «Kädekaz».

Таков результат долгой и кропотливой работы мастеров и участников студий декоративно-прикладного творчества Вепсского центра фольклора.

- А теперь давайте перейдём к рассказу о вашем очередном достижении - открытии в вепсском центре интерактивного зала, где в оригинальном замысле совмещаются народный фольклор и современные технологии. С какой целью вы решили создать этот зал?

- Основная идея создания зала направлена на знакомство наших посетителей, гостей с тем, как наши предки берегли и ценили природу. Ведь окружающий мир — это дом, в котором мы живём, и лес, который нас кормит, для вепсов — святое место. Наш центр работает не только с местным населением, но и принимает большое количество туристов. Одно дело простой рассказ экскурсовода, а очутиться вдруг в атмосфере лесной чащи... Вот ты только что стоял в фойе современного здания, открыл дверь — и ты уже на лесной поляне. Когда же поляна оживает: фигурки зверюшек начинают двигаться вместе с внушительной фигурой Хозяина леса, который приветствует гостей и начинает разговаривать, - это совсем другое восприятие. Если человеку интересно, он это запомнит. Если запомнит, то поделится своими впечатлениями с другими, а значит, об обрядах и традициях вепсов узнает ещё больше людей и многим захочется всё увидеть своими глазами. К тому же, Хозяин леса учит, как себя вести в лесу, что тоже очень важно в наше время. Мы же все хотим сохранить нашу природу.

Думаю, что интерактивная экспозиция «Хозяин леса» станет гвоздём нашей новой экскурсионной программы «Вепсский лес», привлечёт больше туристов.

Вепсский центр фольклора посещают люди разного возраста. С нами сотрудничают детский сад и школа. Дети, оказываясь в сказочном мире леса, здороваясь на вепсском языке с самим Хозяином леса, по другому воспримут информацию о поведении в лесу, о том, как правильно просить разрешение войти в него. Взрослые вспомнят и поделятся рассказами своих бабушек и дедушек, а это и есть история нашего края, популяризация обычаев и традиций. Можно сказать, что создание такой экспозиции имеет большое значение в сохранении и развитии культурного наследия малочисленного коренного народа.

- Что из себя представляет экспозиция в целом?

- Заходя в зал, человек сразу словно оказывается в лесу. Изображение деревьев на стенах и шторах, мебель в виде пеньков и спилов деревьев, оригинальные, единственные в своём роде столы и стулья в фольклорном стиле, фигуры животных: заяц, ежи, сова и даже змея, которые совершают определенные движения по сценарию. Ежик шевелит головой, сова поворачивает голову и ухает, зайчик хлопает ушами, извивается змея. Посетители слышат звуки леса – это настоящая релаксация.

Центральный персонаж экспозиции – Хозяин леса, подвижная двухметровая фигура, говорит на вепсском и русском языках, рассказывает о правилах поведения в лесу, о старинном обряде для тех, кто заблудился. Он разводит руками, кланяется, поворачивает голову, сверкает глазами.

Вся конструкция управляется программой (здесь в полной мере применяются современные технологии). Наши сотрудники готовят программу посещения этой экспозиции. Экскурсовод начинает беседу, а затем Хозяином леса вступает в диалог. Таков будет фрагмент общей экскурсии по вепсскому центру.

- Почему главным героем вы выбрали именно Хозяина леса?

- Это самый известный мифологический персонаж вепсских сказок и быличек, самый сильный лесной дух. Вепсы называют его Мецижанд (Mecižand). Он в лесу главный, а значит - хозяин. Всё, что касается леса: ягоды, грибы, животные - всё подчинено ему. Он может появиться в любом обличии: может превратиться в человека, зверя, гада лесного. Но чаще представляется в виде высокого мужчины (в некоторых описаниях выше деревьев) с длинными темными волосами и бородой. Одет в балахон с запахом налево и подпоясан красным поясом. Его появление сопровождается шумом качающихся деревьев, вызываемым ветром. Как правило, имеет жену-хозяйку, иногда и детей.

Вепсы боялись прогневать лесного духа, уважительно относились к лесу и при необходимости совершали магические обряды. Мецижанд мог послать охотнику много добычи, содействовать в сборе ягод и грибов, а также помочь пастуху пасти и сохранять стадо. Но мог и рассердиться – наслать на человека болезнь, сбить в лесу с пути или напустить на стадо коров зверей.

- Сколько времени понадобилось, чтобы воплотить задуманное в реальность?

- Самое сложное в этой истории было найти единомышленников, потом найти деньги, а затем сделать правильно техническое задание. В плане финансирования мы прошли по всем инстанциям, старались заинтересовать и руководителей администрации нашего района, и в правительственные комитеты обращались. В конечном итоге, помог принять окончательное положительное решение по нашему вопросу губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко, за что ему огромное спасибо. Мы благодарим также руководителей комитета правового обеспечения Ленинградской области Ларису Николаевну Красненко и комитета по культуре и туризму Ленинградской области Евгения Валерьевича Чайковского, главу администрации Подпорожского района Александра Сергеевича Кялина, его заместителя Веру Валерьевну Лендяшеву. за помощь и поддержку. Повторяю, это было не просто, мы получали много отказов, нам говорили, что и без того в нашем центре всего достаточно, и зачем вам это и так далее. Наконец всё заработало, но на это ушло три года.

- Когда приступили к изготовлению, монтажу?

- Непосредственно к изготовлению мы приступили почти полтора года назад. Конкурс на создание такой экспозиции выиграли москвичи. Делали они всё у себя, и у нас с ними шла постоянная переписка и контроль. Мы ещё когда у себя готовили техническое задание, очень долго обсуждали, спорили, каждый вносил свои предложения. А уж с исполнителями отрабатывали каждый шаг, каждую деталь, не соглашались - соглашались, их предложение - наше предложение. Шла такая совместная работа. Например, они сделали огромную змею и прислали нам для образца. Мы сказали: «Нет, это не пойдёт». Или, как одет Хозяин леса. Мы требовали одежду одну, они предложили нам другую. Мы опять сказали: «Нам это не подходит. Нам надо, чтобы были лапти, холщовая одежда, гнездо на голове должно быть». Наконец они приехали к нам в апреле с тяжёлым грузом, с мебелью, стульями, фигурами и прочее и начали монтаж и установку. Сейчас уже по ходу проводимых здесь экскурсий ведётся доводка, доработка, регулировка. Мы опробуем всю экспозицию в деле, чтобы выявить нюансы. На это тоже надо время, потому что конструкция довольно серьёзная.

- А что такого нового может узнать посетитель, придя на экскурсию в этот зал?

- Всего, конечно, не расскажу. Надо же сохранить интригу.

Много у нас обычаев, обрядов, традиций, касающихся леса. Ну, вот к примеру, ведущая на пару с Хозяином леса рассказывают об обычаях, которые были всегда у наших предков и никуда не исчезли. Вепсы ходят в лес с разрешением. Обязательно в лесу оставляют на пенёчке что-нибудь: собрали бруснику - и немножко оставят на пенёчке Хозяину леса. Или путник заблудился в лесу. Что нужно сделать? Раздеться, всё снять с себя, вывернуть одежду наизнанку, одеть снова и найдёшь дорогу. В лесу нельзя без причины даже веточку просто поломать. Хочешь веников? Можешь наломать, но ты должен делать это осознанно. Ты наломал веники, потому что они нужны, а не из прихоти и баловства, и ни в коем случае не срубил для этого целое дерево. Так делать нельзя, может хозяин леса наказать.

- Интерактивный зал предназначен только для экскурсий?

- Нет. Зал будет максимально функциональным. Здесь будут проходить мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, занятия студий ДПТ и курсов по изучению вепсского языка, встречи участников клубов по интересам и тематические программы для небольших групп. Здесь планируется проводить мастер-классы по изготовлению веников, делать картины из лесных и лекарственных цветов и трав. Будем обучать детей, туристов. Картины можно забрать с собой, повесить их в спальне, и этот заповедный запах леса будет держаться целый год. Заготовкой трав мы занимаемся в течение лета.

- На этот раз чему посвящён праздник «Древо жизни»?

- Праздник состоится у нас 11 июня и будет посвящён, конечно, вепсскому лесу.

Каждый год наши творческие специалисты выдают новые сценарии, хотя всё крутится вокруг одной темы: показать самобытность и культуру вепсов. На мой взгляд, эта тема неисчерпаема. Лесной маленький народ, но традиции соблюдает, на протяжение нескольких веков сохраняет свои обычаи, речь, даже вепсская кухня сохранилась. Народ живой, язык живой, мы работаем — и это замечательно.

Беседу вела Вера КЕМПИ

* в рамсках проекта "Вепсы: традиции и судьбы"


Вернуться к списку Подпорожье

Рекомендуемые новости

Почём золотишко, нынче, братЙ