В Ленинградской области существует множество некоммерческих организаций, созданных с целью сохранения культуры малочисленного народа вепсов. Одна из таких организаций называется «Связь времён» - она создана с целью восстановления исторического облика, раскрытия туристического потенциала и культурной идентичности деревни Мягозеро Подпорожского района.
В своём сообществе в социальной сети «ВКонтакте» администраторы группы «Связь времён» постоянно делятся историческими фактами о деревне Мягозеро.
Валентина Лебедева, краевед:
В период коллективизации в Мягозере было организовано три колхоза: «Пионер» - в составе деревни Миницкая; «Красная милиция» - в составе деревень Шляково и Озадкин конец; «Красное Юргозеро» - в составе деревень Евдокимово, Казачево и Подгорье.
В колхозе «Красное Юргозеро» скотные дворы стояли по дороге к кладбищу, в «Пионере» у озера Палозеро, в «Красной милиции» - в развилке дорог на Мутнозеро и Шондовичи. Мама начала помогать колхозу с 14 лет и вспоминала, какие на этом дворе холодными были полы, а работали иногда в онучах. Со слов мамы - в морозы коров подвязывали, чтобы они не примерзали к полу.
После создания единого колхоза «Путь к коммунизму» в 50-е годы, были построены новые здания, на фундаменты которых разобрали каменную ограду церковного погоста.
В 1952 году этот колхоз объединял 124 хозяйства, за ним было закреплено 4981 Га земли. В колхозе насчитывалось 55 лошадей, 251 голова крупного рогатого скота (в том числе 80 коров), 244 овцы, 77 свиней и 590 голов птицы. Имелись две водяные мельницы (в том числе одна - в деревне Долгозеро), суммарной мощностью 0,4 тонны в смену. Спустя два десятилетия был ликвидирован и этот колхоз, а его земли вошли в состав ещё более крупного сельскохозяйственного предприятия - совхоза «Озерский».
В коровнике была подвесная рельсовая вагонетка для уборки навоза, стояла водонапорная башня, подводящая воду из озера Юргозеро к автоматической поилке каждой коровы. Была ванна с водой и укрытым весной в опилках льдом, в которую опускали бидоны с молоком, чтобы в жару молоко не скисло. Эту тяжёлую работу выполняла Маслякова Зинаида Степановна, животноводом работала Фомина Валентина Петровна. Из доярок помню: Молодцову Евдокию, Соколову Марию и вторую Марию Соколову, Крысанову Анну, Соколову Зою, Бурцеву Александру, Гришину Анну, Журавлёву Галину, Гришину Елену, Конанову Александру, Курчаеву Александру, Маркову Анисью, Мойсееву Алевтину, Рандошкину Галину, Матичеву Александру, Худякову Анну - прошу простить меня, если кого не указала, в разные годы работали разные женщины.
В центре свинарника стояла печка-лежанка, а вокруг похрюкивали розовые и пятнистые поросята. Недолгое время там работала моя тётя Мойсеева Вера Фёдоровна и я иногда к ней заходила, чтобы за ними понаблюдать, сидя на тёплой лежанке.
Мама же больше работала в телятнике и очень любила теляток, помогала зоотехнику тёте Жене Олькоевой в тяжёлых родах, умела направлять головку и ножки плода в нужном направлении и каждый раз радовалась удачному отёлу. Я как-то в юности помогала маме в очень сложных родах нашей личной коровы. Было страшно приступать, но какая огромная радость была принять мокренького и живого телёнка, видеть и умиляться, как измученная отёлом мама тянется к нему, чтобы ласково облизать.
Перед развалом Союза на ферму уже принимали работать сосланных перед Олимпиадой-80 на 101 км неблагонадёжных личностей - обязанности свои они выполняли кое-как. А потом всех коров увезли и контора совхоза в Озёрах сгорела со всей документацией.